Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) Шатурского муниципального района Московской области
НИР «Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) на территории Шатурского муниципального района» проводилась в 2015 году по муниципальному контракту.
Объектом исследования КСОДД являлся транспортный комплекс, включая дорожную сеть и объекты инфраструктуры.
Площадь района около 6 % от территории Московской области, он занимает первое место в области. В тоже время плотность населения составляет всего 26,56 чел./км².
По данным ГИБДД Шатурского ОВД уровень автомобилизации населения составил 373 автомобиля на тысячу человек. Рост показателя за последние три года составил 4,15% в год. Если пересчитать уровень автомобилизации на конец 2012 года, то он составит 332 легковых автомобиля на тысячу человек. По официальным данным Госкомстата на тот же период уровень автомобилизации для Московской области составлял 326,6 легковых автомобилей на тысячу человек.
При обследовании выявлена существенная разница в интенсивности движения в южной (трасса Р105) и северной (трасса Р106 на подходах к Шатуре и в пределах УДС города) частях муниципального района.
Существенные задержки в сети не были замечены при обследовании ни на одном участке УДС. Этому способствуют как развитая улично-дорожная сеть с отсутствием узких в пропускном отношении мест, так и ее небольшой масштаб, позволяющий короткими маршрутами достигать целевых мест притяжения ИТ.
Еще один благоприятный фактор – возможность совершать перемещения практически по всему городу пешком, в том числе при реализации трудовых корреспонденций в утреннее пиковое время. Расстояние от жилых районов с максимальной плотностью населения до промышленных зон на его противоположной восточной окраине составляет не более 2 км. До центра города из тех же зон пешеход может не спеша добраться не более чем за 15 минут (950м). Практически все основные улицы оборудованы тротуарами или пешеходными дорожками.
Вероятно, именно этим фактором можно объяснить заметную разницу в интенсивности потоков ИТ в утренний и вечерний пиковые периоды в пределах города. При проведении обследования интенсивности в утренний час пик было отмечено, что большая часть припаркованных автомобилей в основных жилых зонах остается на месте. В вечерний же период таких автомобилей заметно меньше, при этом существенно более интенсивные потоки транспорта наблюдались также на входах в городскую УДС на трассе Р-106.
Задержки в сети могут создавать ж/д переезды, находящиеся на подходе к Шатуре в восточной части на трассе Р106 и непосредственно в его черте - переезд на пересечении улицы Большевик и проспекта Ильича. Расстояние до последнего из них от ж/д станции не более 1200м. Поэтому поезда проходят этот участок с небольшой скоростью. Кроме того, длинные составы на неопределенный срок перекрывают переезд в результате маневровых операций или нештатных ситуаций.
При обследовании УДС Шатуры было замечено достаточно большое количество велосипедистов. Временные периоды перемещения этим видом транспорта, а также вид их владельцев говорят о том, что его используют как для реализации трудовых корреспонденций, так и для поездок с рекреационными целями, в магазины и т.д. Скорость начинающего велосипедиста по статистике составляет 15-25 км/час, поэтому в пределах города можно существенно сократить время перемещения до необходимого объекта, при этом, не создавая заметную нагрузку на УДС.
В процессе разработки КСОДД создана функциональная, верифицированная транспортная модель УДС района в PTV VISUM. Коэффициент корреляции транспортной модели для интенсивностей потоков легковых ИТ модели в утренний пиковый час составил 0,95, грузовых ИТ 0,86.
Результат расчета интенсивности движения легкового ИТ района приведен ниже. В утренний час пик показатели интенсивности на трассе Р105 в 2-5 раз ниже, чем на подходах к Шатуре и в пределах УДС города.
Картограмма интенсивностей движения КСОДД для центральной части модели Шатуры в утренний час пик представлена на рисунке.
На данный момент сеть далека от критических нагрузок. Несколько большие нагрузки наблюдаются в северной части модели, в южной показатели значительно меньше.
В центральной части модели (Шатура) показатель загрузка сети в утренний час пик имеет значения не более 50%.
При разработке КСОДД были также рассчитаны показатели интенсивности для грузовых ИТ, которые представлены на рисунке.
Рассчитана картограмма пассажиропотоков ОТ в сети. Основной пассажиропоток наблюдается на остановочных пунктах, которые расположены в крупных населенных пунктах. Это прежде всего автостанция Шатура, автостанция Дмитровский Погост, остановочные пункты в городе Рошаль, Мишеронском, Черусти, Бакшеево, ЦУС Мир, Кривандино и т.д. В пределах границ города ОТ используется не столь интенсивно из-за возможности эффективного и беспрепятственного использования ИТ, а также достаточно развитой пешеходной инфраструктуры.
Перемещение на ОТ в утренний час пик организовано с помощью большого числа маршрутов, которые дублируются на подходах к городу. Что оправдано, учитывая большую площадь района и его вытянутость в направлении север-юг.
Основной пассажиропоток ОТ сконцентрирован на региональных трассах Р-105 и Р-106. Большая удаленность населенных пунктов друг от друга оказывает влияние на время передвижения с помощью ОТ.
В рамках КСОДД рассчитан интервал времени необходимый для перемещения пассажиров ОТ от остановочных пунктов, расположенных в центральной части Шатуры (автостанции города). С учетом существующего расписания в утренний час пик время поездки превышает 1,5 часа. В этот интервал можно добраться от Шатуры в южном направлении только до автостанции Дмитровский Погост. Все остальные населенные пункты, расположенные в южной части в основном вдоль региональной трассы Р-105 остаются за пределами полуторачасового интервала.
Наблюдаемая низкая связность между основной северной и южной частями, рассчитанная в КСОДД, определяется не организацией системы ОТ, а объективными географическими факторами (большой протяженностью района).
При возникновении необходимости повышения связности пассажирской сети (например, при организации новых производственных предприятий) эффективно решать проблему можно с помощью экспресс рейсов небольших маршрутных ТС ОТ.
Выводы, сделанные ранее, подтверждает диаграмма доступности ОТ для северной части района.
В зоне притяжения Шатуры, в пятидесяти минутный интервал доступности включены все населенные пункты, от Семеновской на южном направлении до городского округа Рошаль (это территориальное образование административно не входит в состав района, КСОДД городского округа Рошаль был разработан в 2015 году) на северном, от Шатурторф на западе до Туголесский Бор на востоке. В данной зоне проживает примерно 75% населения.
Учитывая, что на участке Шатураторф-Шатура-Черусти организованы маршруты электропоездов, доступность территории для ОТ в данной зоне еще выше.
В транспортной модели КСОДД был проведен расчет распределения выбросов вредных веществ по улично-дорожной сети утреннего часа пик.
Проведен прогнозный расчет распределения интенсивности движения, загрузки улично-дорожной сети на 2018 и 2025 годы, учитывающий уровень автомобилизации населения Московской области, а также влияние планируемого к строительству пятого микрорайона Шатуры.
Прогнозируется увеличение интенсивности, в первую очередь, в северной части, причем наибольшие абсолютные значения показателя, исключая УДС Шатуры, будут наблюдаться на участке между населенными пунктами Ботино и Никитинская.
В Ботино расположены производственные объекты крупнейшего предприятия – мебельного комбината ОАО «МК Шатура», на котором заняты примерно 15% всех работающих в хозяйствующих субъектах. Вместе с соседними предприятиями, которые зарегистрированы в Ботино, доля работающих возрастает до 18%.
По результатам обследования на данном предприятии работают жители как Шатуры (находится западнее Ботино), так и населенных пунктов расположенных восточнее в зоне тяготения административного центра (Кривандино, ЦУС «Мир», Туголес, Туголесский Бор, Воймежный).
На этом отрезке УДС трасса Р-106 пересекает участок Московской железной дороги Люберцы-Черусти (ПЧ-08 Куровская). Ежесуточно в двух направлениях на этом участке проходит 210 поездов. Поэтому увеличение интенсивности движения (можно прогнозировать и увеличение грузопотока на ж/д транспорте из-за внедрения системы «Платон», а также вытеснение грузового автомобильного транспорта с общей массой более 12 тонн с федеральных трасс на региональные дороги) может в перспективе приводить к появлению постоянных заторов и затруднений на переезде.
По результатам обследования и анализа транспортной модели была разработана программа взаимоувязанных мероприятий КСОДД по развитию УДС и оптимизации схемы организации дорожного движения с укрупненным расчетом стоимости.
В рамках КСОДД предложена схема (до 2018 года) каркаса велосипедных маршрутов на территории города. До 2025 года предлагается расширить зону доступную с помощью велосипедного транспорта на все промышленные зоны, находящиеся в зоне тяготения административного центра. Основные центры притяжения легкового ИТ и пассажиров ОТ расположены в восточной и южной частях УДС города. Жители административного центра практически из любой его части могут добраться до всех промышленных зон, включая «Шатурскую ГРЭС», пешком (расстояние не более 2,5 км, время подхода не более 30-35 минут). Исключение составляет зона «Мебельного комбината Шатура», расстояние до которой от расположенных на западе города жилых зон около 4 км. При наличии качественной инфраструктуры велосипедного транспорта промышленная зона комбината будет доступны из любой части города в течение не более 15-20 минут, что вполне сравнимо с временем перемещения на ИТ и ОТ.
Параллельно предлагается оптимизировать наиболее критичные участки УДС района (прогнозное транспортное моделирование этих зон было выполнено с помощью PTV Vissim).
Среди основных реконструктивно-планировочных мероприятий КСОДД можно отметить:
- уширение проезжей части дороги по ул. Большевик (на перекрестке с проспектом Ильича) и изменение схемы на примыкании ул. Большевик и проспекта Ильича;
- уширение проезжей части дорог по ул. Интернациональной и ул. Большевик с изменением схемы на перекрестке и организацией светофорного регулирования (альтернативным вариантом можно рассмотреть организацию кольцевого движения на этом перекрестке);
- строительство путепровода на железнодорожном переезде 133 км д. Новосидориха (ПЧ-08 Куровская). При принятии решения об устройстве путепровода рекомендуется провести детальные исследования по интенсивности автомобильного и ж/д движения на этом участке, и по их результатам определить возможные варианты строительства объекта.
В рамках КСОДД предложена схема организации движения грузового транспорта на территории Шатуры с ограничением использования автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т в центральной части города. В случае принятия предлагаемой схемы грузового транспорта необходимо провести дополнительное обследование ширины и радиусов закругления проезжей части улиц и дорог в восточной части Шатуры.
Среди предлагаемых мероприятий КСОДД по безопасности дорожного движения можно отметить организацию светофорного регулирования на существующих пешеходных переходах, на которых по результатам анализа транспортной модели прогнозируется увеличение интенсивности движения, а также установка камер видеонаблюдения с контролем скоростного режима на аварийно опасных участках сети.
Эффективное взаимодействие в процессе НИР по разработке КСОДД c представителями Администрации муниципального района, заинтересованными в качественных результатах работы, позволило в максимально короткие сроки собрать всю необходимую исходную информацию, построить адекватную транспортную модель и разработать Комплексную схему организации дорожного движения, основанную на объективных прогнозных показателях.
Смотрите так-же:
Контакты
Тел. 8 (4912) 99-42-49, 8 (903) 640-78-03
Факс 8 (4912) 22-69-87
Рязань, ул. Спортивная, д.14, этаж 4, оф. 4
E-mail: nsp99@mail.ru, serg.post@nctmp.ru
Skype:
serg.post
Новости
23.12.2021
2021 год - разработана КСОДД муниципального образования Республики Крым, выполнены работы по моделированию платного транспортного объекта в регионе РФ
31.12.2020
2020 год - разработаны КСОДД и ПКРТИ муниципального образования Пермского края, выполнены работы по моделированию платного транспортного объекта в крупнейшем регионе РФ
31.12.2019
2019 год - разработаны КСОДД муниципальных образований Мурманской, Волгоградской, Кемеровской областей, выполнены работы по моделированию платного транспортного объекта
31.12.2018
2018 год - разработаны КСОДД и ПКРТИ муниципальных образований Орловской области, Республике Татарстан, Московской и Кемеровской областей
31.12.2017
В 2017 году были разработаны КСОДД муниципальных образований в Астраханской области, Республике Крым, Ямало-Ненецком автономном округе, а также выполнены работы по транспортному моделированию платного объекта
28.05.2014
Разработана и апробирована современная методика определения пассажиропотока на крупных остановочных пунктах (в утренний час пик не менее 3000 входящих, выходящих и пересаживающихся пассажиров, число параллельных маршрутов не менее 30). В качестве одной из категорий аппаратных средств при расчете пассажиропотока были использованы приборы никогда ранее не применявшиеся для подобных целей, но позволившие существенно повысить результативность работ и получить достоверные данные практически в режиме реального времени. Большое спасибо за помощь в получении необходимой для работ техники нашим старинным друзьям из такого далекого, но, по-прежнему, незабываемого прошлого!
27.05.2013
Сайт ООО НЦТМП доступен в сети